Суббота, 27.04.2024, 23:04
Приветствую Вас Гость | RSS

Подготовка к ЕГЭ и ГИА

Форма входа
Часы
Опрос
Как Вам библиотека сайта?
1. Офигенная!!!
2. Вообще ничего нет!
3. Хорошая!
4. Пойдёт, но могло бы быть больше!
5. Мало!
Всего ответов: 55
Статистика




Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

B1

Теория.

Способы словообразования

Способы словообразования могут быть морфологическими и неморфологическими (например, переход из одной части речи в другую). К морфологическим способам словообразования, то есть таким, при которых новые слова образуются с помощью приставок и/или суффиксов, а также путем сложения (целых слов, основ, начальных букв и пр.), относятся приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный и сложение. Рассмотрим каждый из них.


способ словообразованиятеорияпример
приставочныйК исходному слову присоединяется приставка. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное.существительные: знак - признак, прилагательные: моральный - аморальный, местоимения: что - нечто, какой - кое-какой, глаголы: писать - переписать, наречия: всегда - навсегда
суффиксальныйК основе исходного слова присоединяется суффикс. Новое слово, как правило, является другой частью речи. Основа исходного слова иногда видоизменяется: друг - дружокЗаписать - записка, безнаказанный - безнаказанность (существительные на -ость всегда образуются от прилагательных суффиксальным способом)
приставочно-суффиксальныйЗаключается в одновременном присоединении приставки и суффикса к основе исходному словуРука - наручники, пара - напарник, английский - по-английски, грызть - огрызок, плотный - вплотную
бессуффиксныйЗаключается в том, что от слова отбрасывается окончание или одновременно окончание и суффикссиний - синь, повторить - повтор
сложениеЗаключается в соединении в одном слове двух корнейсам + летать - самолет, птица + ловить - птицелов, а также мусоропровод, слаборастворимый и пр.


Пример 1:
В1
. Укажите способ образования слова УЗНАВАНИЕ.

Способы словообразования | +
Способы словообразования могут быть морфологическими и неморфологическими (например, переход из одной части речи в другую). К морфологическим способам словообразования, то есть таким, при которых новые слова образуются с помощью приставок и/или суффиксов, а также путем сложения (целых слов, основ, начальных букв и пр.), относятся приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный и сложение. Рассмотрим каждый из них.





способ словообразованиятеорияпример
приставочныйК исходному слову присоединяется приставка. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное.существительные: знак - признак, прилагательные: моральный - аморальный, местоимения: что - нечто, какой - кое-какой, глаголы: писать - переписать, наречия: всегда - навсегда
суффиксальныйК основе исходного слова присоединяется суффикс. Новое слово, как правило, является другой частью речи. Основа исходного слова иногда видоизменяется: друг - дружокЗаписать - записка, безнаказанный - безнаказанность (существительные на -ость всегда образуются от прилагательных суффиксальным способом)
приставочно-суффиксальныйЗаключается в одновременном присоединении приставки и суффикса к основе исходному словуРука - наручники, пара - напарник, английский - по-английски, грызть - огрызок, плотный - вплотную
бессуффиксныйЗаключается в том, что от слова отбрасывается окончание или одновременно окончание и суффикссиний - синь, повторить - повтор
сложениеЗаключается в соединении в одном слове двух корнейсам + летать - самолет, птица + ловить - птицелов, а также мусоропровод, слаборастворимый и пр.


        Как определить способ словообразования?Одна очень мудрая женщина, преподававшая мне русский язык, научила меня определять способ словообразования толкованием через однокоренное слово. Например, по-английски означает на английском языке, следовательно, исходное слово - английский. К исходному слову прибавился суффикс ски и приставка по => это приставочно-суффиксальный способ словообразования.


Таким образом, УЗНАВАНИЕ - это процесс, во время которого что-либо узнают. Исходное слово - узнавать. Прибавился суффикс, способ словообразования - суффиксальный.

Пример 2:

ПРОСТИ МЕНЯ, МАМА...
(1 )Мамы давно уже нет... (2)А я все еще мысленно говорю: (3)«Прости меня, мама...». (4)Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у нее сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. (5)Я и в самом деле старался спасти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить ее нечастые просьбы. (6)А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. (7)Многое мы, увы, осознаем запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. (8)Случалось, забывал позвонить в назначенный час. (9)«Я понимаю, как ты занят!» (10)Иногда раздра¬жался по пустякам... (11)«Я понимаю, как ты устал!» (12)Она все стре¬милась понять, исходя из интересов сына, которые были для нее подчас выше истины. (13)Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! (14)Поздно.
(15)«Берегите матерей!» — провозгласил в поэме один маститый по¬эт. (16)Хорошо было бы добавить: (17)«Берегите матерей так, как они берегут нас!» (18)Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. (19)Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. (20)Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: (21 )«Не отдает ли нам мать последнее? (22)Не отдает ли то, без чего не может выжить на земле человек?»
(23)Жертвенность материнского чувства естественна, но естествен¬ной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «нера¬зумности» материнских щедрот.
(24)«В муках мы мать вспоминаем», — писал Н. А. Некрасов. (25)И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. (26)«Ничего страшного: я с тобой. (27)Все пройдет...», — шепчет мама. (28)И болезнь отступает, потому что рядом Она. (29)«Ах, если б навеки так было!»
(30)Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. (31)То в реальности, а то мысленно…(32)Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать, и сделать для них все доброе, что можем сделать. (33)Прости меня, мама…



В1. Из предложений 1-23 выпишите слова, образованные неморфологическим способом.

То есть, ищем слова, образованные без помощи морфем, где есть переход из одной части речи в другую
Ответ: близким, знакомым, многое, последнее.


Поиск
Чат
200

Сreated by †KARO† © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz