Способы словообразования
Способы словообразования могут быть морфологическими и неморфологическими (например, переход из одной части речи в другую). К морфологическим способам словообразования, то есть таким, при которых новые слова образуются с помощью приставок и/или суффиксов, а также путем сложения (целых слов, основ, начальных букв и пр.), относятся приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный и сложение. Рассмотрим каждый из них.
способ словообразования | теория | пример |
приставочный | К исходному слову присоединяется приставка. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное. | существительные: знак - признак, прилагательные: моральный - аморальный, местоимения: что - нечто, какой - кое-какой, глаголы: писать - переписать, наречия: всегда - навсегда |
---|---|---|
суффиксальный | К основе исходного слова присоединяется суффикс. Новое слово, как правило, является другой частью речи. Основа исходного слова иногда видоизменяется: друг - дружок | Записать - записка, безнаказанный - безнаказанность (существительные на -ость всегда образуются от прилагательных суффиксальным способом) |
приставочно-суффиксальный | Заключается в одновременном присоединении приставки и суффикса к основе исходному слову | Рука - наручники, пара - напарник, английский - по-английски, грызть - огрызок, плотный - вплотную |
бессуффиксный | Заключается в том, что от слова отбрасывается окончание или одновременно окончание и суффикс | синий - синь, повторить - повтор |
сложение | Заключается в соединении в одном слове двух корней | сам + летать - самолет, птица + ловить - птицелов, а также мусоропровод, слаборастворимый и пр. |
Пример 1:
В1. Укажите способ образования слова УЗНАВАНИЕ.
Таким образом, УЗНАВАНИЕ - это процесс, во время которого что-либо узнают. Исходное слово - узнавать. Прибавился суффикс, способ словообразования - суффиксальный.
Пример 2:
ПРОСТИ МЕНЯ, МАМА...
(1 )Мамы давно уже нет... (2)А я все еще мысленно говорю: (3)«Прости меня, мама...». (4)Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у нее сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. (5)Я и в самом деле старался спасти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить ее нечастые просьбы. (6)А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. (7)Многое мы, увы, осознаем запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. (8)Случалось, забывал позвонить в назначенный час. (9)«Я понимаю, как ты занят!» (10)Иногда раздра¬жался по пустякам... (11)«Я понимаю, как ты устал!» (12)Она все стре¬милась понять, исходя из интересов сына, которые были для нее подчас выше истины. (13)Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! (14)Поздно.
(15)«Берегите матерей!» — провозгласил в поэме один маститый по¬эт. (16)Хорошо было бы добавить: (17)«Берегите матерей так, как они берегут нас!» (18)Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. (19)Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. (20)Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: (21 )«Не отдает ли нам мать последнее? (22)Не отдает ли то, без чего не может выжить на земле человек?»
(23)Жертвенность материнского чувства естественна, но естествен¬ной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «нера¬зумности» материнских щедрот.
(24)«В муках мы мать вспоминаем», — писал Н. А. Некрасов. (25)И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. (26)«Ничего страшного: я с тобой. (27)Все пройдет...», — шепчет мама. (28)И болезнь отступает, потому что рядом Она. (29)«Ах, если б навеки так было!»
(30)Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. (31)То в реальности, а то мысленно…(32)Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать, и сделать для них все доброе, что можем сделать. (33)Прости меня, мама…
В1. Из предложений 1-23 выпишите слова, образованные неморфологическим способом.
То есть, ищем слова, образованные без помощи морфем, где есть переход из одной части речи в другую
Ответ: близким, знакомым, многое, последнее.
В1. Укажите способ образования слова УЗНАВАНИЕ.
- Способы словообразования | +
Таким образом, УЗНАВАНИЕ - это процесс, во время которого что-либо узнают. Исходное слово - узнавать. Прибавился суффикс, способ словообразования - суффиксальный.
Пример 2:
ПРОСТИ МЕНЯ, МАМА...
(1 )Мамы давно уже нет... (2)А я все еще мысленно говорю: (3)«Прости меня, мама...». (4)Она рассказывала близким, знакомым и даже не очень близким, какой у нее сын: очень хотела, чтобы люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. (5)Я и в самом деле старался спасти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился выполнить ее нечастые просьбы. (6)А слов, которыми сейчас до того переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. (7)Многое мы, увы, осознаем запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. (8)Случалось, забывал позвонить в назначенный час. (9)«Я понимаю, как ты занят!» (10)Иногда раздра¬жался по пустякам... (11)«Я понимаю, как ты устал!» (12)Она все стре¬милась понять, исходя из интересов сына, которые были для нее подчас выше истины. (13)Если бы можно было сейчас позвонить, прибежать, высказать! (14)Поздно.
(15)«Берегите матерей!» — провозгласил в поэме один маститый по¬эт. (16)Хорошо было бы добавить: (17)«Берегите матерей так, как они берегут нас!» (18)Этот призыв выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. (19)Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем жертвы матерей своих. (20)Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе вопрос: (21 )«Не отдает ли нам мать последнее? (22)Не отдает ли то, без чего не может выжить на земле человек?»
(23)Жертвенность материнского чувства естественна, но естествен¬ной обязана быть и наша готовность противостоять благородной «нера¬зумности» материнских щедрот.
(24)«В муках мы мать вспоминаем», — писал Н. А. Некрасов. (25)И за спасением от детских недугов тоже обращаемся к ней. (26)«Ничего страшного: я с тобой. (27)Все пройдет...», — шепчет мама. (28)И болезнь отступает, потому что рядом Она. (29)«Ах, если б навеки так было!»
(30)Я прихожу к маме, склоняюсь над гранитной плитой. (31)То в реальности, а то мысленно…(32)Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все доброе, что можем сказать, и сделать для них все доброе, что можем сделать. (33)Прости меня, мама…
В1. Из предложений 1-23 выпишите слова, образованные неморфологическим способом.
То есть, ищем слова, образованные без помощи морфем, где есть переход из одной части речи в другую
Ответ: близким, знакомым, многое, последнее.