Для успешного выполнения данного задания необходимо иметь хотя бы минимальные знания морфологии:
- Самостоятельные части речи 1. Существительное Имя существительное обладает рядом признаков: - род (мужской род, женский род, средний род, также бывают существительные общего и обоюдного родов); - падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный); - число (единственное, множественное); - одушевлённость/неодушевленность.
2. Глагол Различают глаголы переходные (способные иметь дополнение без предлога) и непереходные (неспособные иметь дополнение без предлога). Различают глаголы совершенного вида (отвечают на вопрос что сделать?) и несовершенного вида (отвечают на вопрос что делать?). Глагол имеет три наклонения: - изъявительное (делал, делает, сделает) - повелительное (возьми, отдай, оставь) - условное (хотел бы, пришел бы, сделал бы)
3. Прилагательное Разряды прилагательных: - качественные (признаки и свойства предметов, которые могут выражаться в большей или меньшей степени; например, добрый: можно быть добрее, можно быть самым добрым, а вот, к примеру, быть кирпичнее или самым кирпичным довольно затруднительно) - относительные (как раз кирпичный, каменный и пр. Эти прилагательные не образуют степеней сравнения и, как правило, не имеют краткой формы) - притяжательные (отражают принадлежность предмета кому-либо: лисий, волчий, отцов, пушкинский и т.д.)
4. Причастие Причастие может быть страдательным (действие совершается над предметом: покрытый, скрываемый (кем-то) и т.д.) и действительным (действие совершается самим предметом: падающий, сделавший и пр.).
5. Деепричастие Деепричастие означает добавочное действие и бывает совершенного вида (например, (что сделав?) исчерпав, доделав, испекши, замахнувшись и пр.) и несовершенного (например, (что делая?) заплетая, подпрыгивая и др.).
6. Наречие Виды наречий: 1. по значению выделяют наречия: - образа действия (как? каким образом?) Например, быстро, хорошо и др. - времени (когда? с каких пор? до каких пор? как долго?) Например, сегодня, утром, давно, зимой и др. - места (где? куда? откуда?) Например, вдали, наверху, домой, влево и др. - причины (почему?) Например, сгоряча, поневоле, сослепу и др. - цели (зачем?) Например, нарочно, назло и др. - меры и степени (сколько? во сколько? насколько? в какой степени/мере?) Например, очень, слишком, надвое, довольно и др. 2. наречия, которые не называют признаки действия, а только указывают на них: - указательные (здесь, там, тут, тогда и др.) - неопределенные (где-то, куда-то, как-то, кое-где и др.) - вопросительные (где, куда, как, зачем, когда, почему и др.) - отрицательные (нигде, никуда, никогда и др.)
7. Числительное Виды числительных: - порядковые (первый, второй, десятый и пр.) - количественные: обозначающие целые числа (тысяча триста, два, восемнадцать и др.) обозначающие дробные числа (семь восьмых, три двадцать девятых, одна целая восемь сотых и т.д.) собирательные (двое, трое, семеро и пр.)
- Служебные части речи 1. Союз Виды союзов: - сочинительные соединительные (и, да (= и), не только ... но и, также, тоже, и ... и, ни ... ни, как ... так и) противительные (а, да (= но), но, зато, однако, однако же, все же) разделительные (или, или ... или, либо, либо ... либо, то ... то, то ли ... то ли, не то ... не то) - подчинительные изъяснительные (что, чтобы, как) временные (когда, лишь, едва) целевые (чтобы, дабы, с тем чтобы) условные (если, если бы, коли) уступительные (хотя, хоть, пускай) сравнительные (как, как будто, словно) причинные (так как, так что) следствия (так что)
3. Частица Разряды частиц: - модальные частицы вопросительные (ли, неужели, разве) восклицательные (как, что за) ограничительные (только, лишь) указательные (вот, вон) усилительные (ни, ведь, все-таки, даже, же) уточняющие (именно, как раз) - формообразующие частицы бы (для образования условного наклонения) пусть, пускай, да, давай, -ка (для образования повелит. наклонения) бывало, было (для образования особых форм прошедшего времени) - отрицательные частицы не ни
Пример 1: Федосеев весьма неуверенно ступил на эскалатор. Все ему было ново в
подземном этаже Москвы. "Стоять справа, проходить слева, тростей, зонтов
и чемоданов не ставить". В2. Из предложений 12-14 выпишите все прилагательные.
Имя существительное обладает рядом признаков: - род (мужской род, женский род, средний род, также бывают существительные общего и обоюдного родов); - падеж (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный); - число (единственное, множественное); - одушевлённость/неодушевленность.
Различают глаголы переходные (способные иметь дополнение без предлога) и непереходные (неспособные иметь дополнение без предлога). Различают глаголы совершенного вида (отвечают на вопрос что сделать?) и несовершенного вида (отвечают на вопрос что делать?). Глагол имеет три наклонения: - изъявительное (делал, делает, сделает) - повелительное (возьми, отдай, оставь) - условное (хотел бы, пришел бы, сделал бы)
Разряды прилагательных: - качественные (признаки и свойства предметов, которые могут выражаться в большей или меньшей степени; например, добрый: можно быть добрее, можно быть самым добрым, а вот, к примеру, быть кирпичнее или самым кирпичным довольно затруднительно) - относительные (как раз кирпичный, каменный и пр. Эти прилагательные не образуют степеней сравнения и, как правило, не имеют краткой формы) - притяжательные (отражают принадлежность предмета кому-либо: лисий, волчий, отцов, пушкинский и т.д.)
Причастие может быть страдательным (действие совершается над предметом: покрытый, скрываемый (кем-то) и т.д.) и действительным (действие совершается самим предметом: падающий, сделавший и пр.).
Деепричастие означает добавочное действие и бывает совершенного вида (например, (что сделав?) исчерпав, доделав, испекши, замахнувшись и пр.) и несовершенного (например, (что делая?) заплетая, подпрыгивая и др.).
Виды наречий: 1. по значению выделяют наречия: - образа действия (как? каким образом?) Например, быстро, хорошо и др. - времени (когда? с каких пор? до каких пор? как долго?) Например, сегодня, утром, давно, зимой и др. - места (где? куда? откуда?) Например, вдали, наверху, домой, влево и др. - причины (почему?) Например, сгоряча, поневоле, сослепу и др. - цели (зачем?) Например, нарочно, назло и др. - меры и степени (сколько? во сколько? насколько? в какой степени/мере?) Например, очень, слишком, надвое, довольно и др. 2. наречия, которые не называют признаки действия, а только указывают на них: - указательные (здесь, там, тут, тогда и др.) - неопределенные (где-то, куда-то, как-то, кое-где и др.) - вопросительные (где, куда, как, зачем, когда, почему и др.) - отрицательные (нигде, никуда, никогда и др.)
Виды числительных: - порядковые (первый, второй, десятый и пр.) - количественные: обозначающие целые числа (тысяча триста, два, восемнадцать и др.) обозначающие дробные числа (семь восьмых, три двадцать девятых, одна целая восемь сотых и т.д.) собирательные (двое, трое, семеро и пр.)
Виды союзов: - сочинительные соединительные (и, да (= и), не только ... но и, также, тоже, и ... и, ни ... ни, как ... так и) противительные (а, да (= но), но, зато, однако, однако же, все же) разделительные (или, или ... или, либо, либо ... либо, то ... то, то ли ... то ли, не то ... не то) - подчинительные изъяснительные (что, чтобы, как) временные (когда, лишь, едва) целевые (чтобы, дабы, с тем чтобы) условные (если, если бы, коли) уступительные (хотя, хоть, пускай) сравнительные (как, как будто, словно) причинные (так как, так что) следствия (так что)
Разряды частиц: - модальные частицы вопросительные (ли, неужели, разве) восклицательные (как, что за) ограничительные (только, лишь) указательные (вот, вон) усилительные (ни, ведь, все-таки, даже, же) уточняющие (именно, как раз) - формообразующие частицы бы (для образования условного наклонения) пусть, пускай, да, давай, -ка (для образования повелит. наклонения) бывало, было (для образования особых форм прошедшего времени) - отрицательные частицы не ни
Очевидно, что прилагательные здесь - ново и подземном.
Пример 2:
ПРОСТИ МЕНЯ, МАМА... (1 )Мамы давно уже нет... (2)А я все еще
мысленно говорю: (3)«Прости меня, мама...». (4)Она рассказывала близким,
знакомым и даже не очень близким, какой у нее сын: очень хотела, чтобы
люди ко мне хорошо относились, чтобы уважали меня. (5)Я и в самом деле
старался спасти ее от болезней, от житейских невзгод, торопился
выполнить ее нечастые просьбы. (6)А слов, которыми сейчас до того
переполнен, что они подступают к горлу, не высказал. (7)Многое мы, увы,
осознаем запоздало, когда исправить уже ничего нельзя. (8)Случалось,
забывал позвонить в назначенный час. (9)«Я понимаю, как ты занят!»
(10)Иногда раздра¬жался по пустякам... (11)«Я понимаю, как ты устал!»
(12)Она все стре¬милась понять, исходя из интересов сына, которые были
для нее подчас выше истины. (13)Если бы можно было сейчас позвонить,
прибежать, высказать! (14)Поздно. (15)«Берегите матерей!» —
провозгласил в поэме один маститый по¬эт. (16)Хорошо было бы добавить:
(17)«Берегите матерей так, как они берегут нас!» (18)Этот призыв
выглядел бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только
она. (19)Сейчас я думаю, что мы порой чересчур уж бездумно принимаем
жертвы матерей своих. (20)Принимая их, мы обязаны всякий раз задать себе
вопрос: (21 )«Не отдает ли нам мать последнее? (22)Не отдает ли то, без
чего не может выжить на земле человек?» (23)Жертвенность
материнского чувства естественна, но естествен¬ной обязана быть и наша
готовность противостоять благородной «нера¬зумности» материнских щедрот. (24)«В
муках мы мать вспоминаем», — писал Н. А. Некрасов. (25)И за спасением
от детских недугов тоже обращаемся к ней. (26)«Ничего страшного: я с
тобой. (27)Все пройдет...», — шепчет мама. (28)И болезнь отступает,
потому что рядом Она. (29)«Ах, если б навеки так было!» (30)Я прихожу
к маме, склоняюсь над гранитной плитой. (31)То в реальности, а то
мысленно…(32)Вовремя, при жизни их, должны мы сказать матерям все
доброе, что можем сказать, и сделать для них все доброе, что можем
сделать. (33)Прости меня, мама…
В2. Из педложения 10-14 выпишите все наречия. Вспоминаем, что такое наречие. Наречие
(термин образован с помощью не очень точной кальки с лат. adverbium) —
часть речи, как правило, неизменяемая, обозначающая признак действия,
признак признака предмета. В школьном преподавании принято говорить, что
слова этого класса отвечают на вопросы как?, где?, куда?, когда?,
зачем?, с какой целью?, в какой степени?. Ответ: иногда, как,подчас,сейчас.