Лексические средства связи:
Название | Определение | Примеры |
---|---|---|
Лексический повтор | Повторение одного и того же слова. | Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам. |
Однокоренные слова | Слова, имеющие общий корень и одинаковое значение, смысл. | Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу - разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному - первый признак талантливости. (В.Белов) |
Синонимы | Слова близкого, смежного, почти одного значения. | В лесу мы видели лося. Сохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся. |
Антонимы | Слова с противоположным значением. | У природы много друзей. Недругов у неё значительно меньше. |
Описательный оборот | Оборот речи, в котором что-либо называется не прямо, а путем описания. | Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.Абрамов) |
Грамматические средства связи:
Название | Определение | Примеры |
---|---|---|
Личные местоимения | Местоимения, указывающие на лицо, о котором идёт речь: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. | 1. А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком. 2. Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить и хозяйствовать на этой земле, ей и украшать её. (Л.Леонов). 3. Он неожиданно вернулся в родное село. Его приезд обрадовал и испугал мать.(А.Чехов) |
Указательные местоимения | Местоимения, указывающие на конкретные реалии: такой, тот, этот и т.п. | 1) Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.Астафьев). 2) Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.Зайцев) – здесь средства связи и лексический повтор, и указательное местоимение «эти». |
Местоимённые наречия | Являются не разрядом наречий, а разрядом местоимений. В этом случае наречие не называют признака, а только указывают на него, то есть на образ действия (так), места действия (там, здесь, тут, туда), время действия (тогда, тогда-то), причину (потому, поэтому), цель (затем). | Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал (Л.Н.Толстой «Война и мир»). |
Союзы (преимущественно сочинительные) | Сочинительные союзы связывают однородные члены предложения и равноправные, не зависящие друг от друга части сложного предложения: и, а, но, да, или, зато, также и др. Подчинительные союзы связывают части сложного предложения, если одна из них зависит от другой: что, чтобы, если, хотя, пока, словно, как, потому что и др. | 1. Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо. (А.Алексеев). 2. Всё с тем же говором и хохотом офицеры поспешно стали собираться; опять поставили самовар на грязной воде. Но Ростов, не дождавшись чаю, пошёл к эскадрону. (Л.Н.Толстой) |
Частицы | Разряд служебных слов для выражения различных смысловых оттенков отдельного слова в предложении или целого предложения: ведь, даже, же, только и т.п. | Расскажу я историю одну. Только в вкратце. |
Вводные слова и конструкции | Стилистически разнородны, широко распространены в книжных и разговорных стилях. В художественной речи они используются как выразительное средство: одним словом, итак, во-первых и др. | Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко. (А.Пушкин). |
Синтаксический параллелизм | Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. | Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д.Лихачёв) |
Единство видовременных форм глаголов | Использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций. | Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. (А.Пушкин) – все глаголы употреблены в форме прошедшего времени. |
Неполные предложения и эллипсис | Отсылают к предшествующим элементам текста. | Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь. (И.Шмелёв) |