Начиная с будущего года школьники будут сдавать ЕГЭ на базовом и на
профильном уровнях — в зависимости от уровня подготовки и выбранного
профессионального направления. В этом году, говорят эксперты, серьезных
изменений в процедуре сдачи ЕГЭ по математике не будет. В целом, по
словам разработчиков тестов, выпускники плохо справляются с решением
практических задач и вообще плохо считают без калькулятора.
С 2012 года ЕГЭ по математике будет сдаваться на двух уровнях — базовом и профильном.
Также не исключена возможность введения двухуровневого ЕГЭ и по русскому языку.
Об этом сообщили в четверг на «круглом столе», в котором участвовали
представители разработчиков контрольно-измерительных материалов (КИМ) по
математике, Федерального института педагогических измерений (ФИПИ),
Российской академии образования (РАО) и администраций школ.
«Пока
что один и тот же экзамен должен сдавать выпускник, который собирается
на мехмат МГУ, и тот, кто выбрал гуманитарный профиль. Но для разных
уровней нужны задачи с разными правилами игры, и все это понимают. Одна
из задач — создание профильного уровня. По планам с будущего года он
должен быть введен», — сообщил председатель научно-методического совета
по математике, член-корреспондент РАН, академик РАО Алексей Семенов.
Протестируют новую схему уже в этом году.«В
этом году часть регионов уже сдает экзамен по перспективной модели, в
которой заложены базовый и профильный уровень», — пояснил руководитель
федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по математике 2011—2012 годов
Иван Ященко.
Кроме того, разработчики ЕГЭ в ближайшем будущем планируют использовать при сдаче госэкзамена компьютеров. Пока речь идет о ЕГЭ по информатике,
но не исключено, что пользоваться компьютером в ближайшем будущем
разрешат и при сдаче единого госэкзамена по другим дисциплинам. «Мы
прорабатываем этот вопрос», — сказал директор Федерального института
педагогических измерений Андрей Ершов. По его словам, начать применение
компьютеров при сдаче ЕГЭ планируется с 2013 года, и до этого времени
специалисты должны убедиться, что все регионы будут технически готовы к
подобным нововведениям.
В
целом же, как подчеркнули участники дискуссии, никаких значительных
изменений в процедуре и порядке сдачи ЕГЭ по математике в этом году не
произойдет, хотя небольшие корректировки по сравнению с предыдущим годом
все же есть.«В этом году расширился класс
прототипов задания, в первую очередь по геометрии. Упрощены задания С1:
если в 2010 году полная задача была на систему уравнений, то теперь там
осталось одно уравнение. Задача С5 теперь одна из более сложных, на
систему уравнений. Кроме того, мы постарались чуть-чуть разгрузить
арифметический компонент: числа будут покороче», — пояснил суть
изменений Ященко.
Говоря об анализе результатов ЕГЭ по математике
прошлого года, эксперты сообщили, что хуже всего выпускники справляются
с решением практических задач. «Выпускники не могут выяснить, сколько
стоит билет с 50-процентной скидкой или какое наибольшее количество
сырков по 7 рублей можно купить на 60 рублей», — рассказал глава
комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по математике. Причиной, по его мнению,
является неумение старшеклассников прочитать условия задачи и правильно
их понять и интерпретировать. 25% ошибок, говорит он, были связаны
именно с неправильной трактовкой условий.
«Это
повод задуматься о том, что существенная часть математического
образования — это в некотором смысле профанация, когда ребенку, не
владеющему азами, «втюхивали» якобы математический анализ и изображали
процесс обучения, а потом изображали экзамен», — добавил Ященко.Кроме
того, много ошибок сдающие ЕГЭ допускают при арифметических вычислениях
с отрицательными числами — примерно 20%. «Многие выпускники элементарно
не умеют считать без калькулятора, — сетует академик Семенов. — Мы
наблюдаем проблемы начальной школы — с 1-го по 6-й класс. Важно, чтобы
дети умели считать — в уме или на бумажке, как угодно. Понятно, что
калькулятор в конце концов придет на экзамен, но это произойдет не
сейчас».
По
словам Ященко, условно можно поделить выпускников на «сильных» и
«слабых», и для каждой группы требуется совершенно разная стратегия
подготовки.Для тех, кому не особенно хорошо
давалась в школе математика, самый неправильный подход — в последний
месяц перед экзаменом бессистемно решать «тренировочные» варианты.
«Нужно заниматься более целевым образом и совершенствовать то, что хоть
как-то получается. Лучше поднять процент выполнения понятной задачи с 70
до 90, чем какой-то другой с нуля до 20», — советует он. Сильным
выпускникам подойдет совершенно противоположная стратегия: нужно,
наоборот, ликвидировать существующие пробелы.
«Не нужно спешить,
времени очень много. Количество заданий по сравнению с 2009 годом
существенно сокращено: тогда их было 26, а сейчас осталось 18», —
напомнил Семенов. По его мнению, надо тратить время на проверку: умение
находить ошибки — это важный навык выпускника: «Важно не потерять балл
на той задаче, которую ты уже решил».
Участники «круглого стола»
еще раз напомнили, что тестовые задачи выложены в открытом доступе на
сайтах ФИПИ и официальном информационном портале единого
государственного экзамена, но предупредили, что это лишь прототипы и на
реальных экзаменах числа в задачах и примерах будут изменены.
Источник: газета ру.